Хронология древнейших произведений искусства

Древнейшие произведения искусства.

 

Хотя тематика этой статьи в первую очередь имеет отношение к антропологии и, в частности, к антропогенезу, все же искусство и его проявления являются крайне важной частью человеческого общества на протяжении всей его истории. Искусство является неотъемлемой частью человеческого разума и в первобытные времена именно оно формировало то, что можно назвать информационным пространством тех далеких времен. Именно поэтому я хочу рассказать о хронологии древнейших произведений искусства обнаруженных на данный момент археологами.

Галька из Макапансгата.

 

 

 
Эта археологическая находка относится к самым древним из известных подтверждений «нецелесообразных действий».  Закономерно, что наших предков заботили лишь сугубо утилитарные вещи, вопросы, касающиеся выживания. Действия, которые мы сейчас называем искусством, никак не помогают в выживании. Однако в пещере Макапансгат на территории современной ЮАР был обнаружен удивительный камешек — красная, круглая галька с естественными отверстиями, похожими на лицо. Галька была найдена среди останков так называемых африканских австралопитеков, которые обитали в Южной Африке от 3.5 до 2.5 миллионов лет назад. Австралопитеки — это настолько далекие предки людей, что объединены с нами лишь общим семейством — они и мы являемся гоминидами (человекообразными обезьянами). Австралопитеки не были даже до конца прямоходящими, не говоря уже о разумности, хотя и использовали примитивнейшие орудия труда.
Австралопитек африканский. Реконструкция выполнена Романом Евсеевым (1)
Ученые, исследовавшие пещеру Макапансгата и, в частности, этот забавный камень, установили, что порода, из которой он состоит, не свойственна той местности, и перенесен древними гоминидами на их стоянку не менее чем за 30 километров.
Пещера Макапансгата (2)
Хотя тот камешек весом около 250 грамм нельзя назвать произведением искусства древних, но в виду того, что они перенесли его на столь значительное расстояние, а единственной его естественной особенностью является схожесть с лицом, можно сделать вывод, что именно это привлекло наших древних предков. Несмотря на естественное происхождение гальки, представитель древних гоминид отнесся к нему неестественно и совершил с ней нецелесообразное действие, особенно при учёте того, что у африканских австралопитеков не имелось сумок и, тем более, одежды с карманами, в которых можно было бы носить всякие безделушки. Подобная находка показывает наличие у австралопитеков некоего художественного видения, появления воображения и абстрактного мышления. Появление у гоминид художественного восприятия, конечно же связано с развитием мозга и зрительной системы. Как отмечает антрополог, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский, в своей работе, посвященной развитию мозга первобытных людей: «Затылочная доля отвечает в основном за зрение. Очевидно, именно эволюция затылочной доли (конечно, совместно с лобной) сделала возможным развитие визуальных образов.»(3)
 

Камни-головы.

При раскопках различных стоянок древних людей археологами было обнаружено множество каменных артефактов, напоминающих  человеческие головы или лица. Самыми известными можно считать камни из Олдувая (Танзания, около 1.8 мил. лет назад) и Пампау (Германия, около 400 тыс. лет назад). Конечно подобные находки можно было бы посчитать простыми камешками, волей случая принявшими такую форму, но обилие однотипных артефактов именно вблизи стоянок древних позволяет судить об их неслучайности. Скорее всего, наши предки видели в них то же, что и мы, поэтому их собирали, а возможно, и изготовляли. Кроме того, около 400 тыс. лет назад начинают появляться буквально изготовленные памятники символического мышления — различные кости с нанесенными на них насечками в виде параллельных линий, и некого схематичного орнамента, иногда напоминающего фигурки людей. Все эти находки, включая самую древнюю из Танзании, уже относятся ко времени появления первых людей, а именно человека умелого. Примерно в то же время (около 1.9 мил. лет назад) люди начали использовать огонь для приготовления пищи. Нужно заметить, что находок из Олдувая настолько много и они имели такое значение для науки, что в честь этого места получил название целый культурный слой. Олдувайская культура являет собой наиболее примитивную культуру обработки камня и занимает собой от 2.7 до 1 миллиона лет назад.

Камни-головы из различных мест и времени.

 
Кость с насечками

Палеолитические Венеры.

В более поздний период (около 200 тысяч лет) появились так называемые палеолитические Венеры — первые рукотворные произведения художественной деятельности, представляющие из себя антропоморфные каменные фигурки. Фигурки эти изображают женщин, отсюда и название «Венера». Первая фигурка, Венера из Берехат Рама (Размеры: 3,5 на 2,5 на 2,1 см) 150 — 280 тыс. Вторая — Венера из Тан-Тана (Размеры: 5,8 на 2,6 на 1,2 см.) еще не подверглась тщательному анализу, и называть ее возраст было бы рискованно. Хотя на обеих фигурках отчетливо видны какие-то насечки, придающие им характерную форму, их рукотворное происхождение ставится под сомнение некоторыми археологами. 

 Венера из Берехат Рама и Венера Тан-Тана.

Первые проявления искусства.

В дальнейшем, начиная примерно с 85 тысяч лет назад, искусство начинает прочно входить в жизнь древних людей (4). Повсеместно обнаруживаются всевозможные украшения в виде бус из ракушек, костей и зубов. В основном эти находки сосредоточены в Южной, Северной и Восточной Африке, родине современных людей, в частности, в Тафоральте в Марокко и Бломбос Кэйв в Южной Африке. Именно тогда обнаружены первые захоронения людей с признаками ритуального поведения — отдельные могилы с находящимися в них некими знаковыми вещами, например, рога и челюсти животных в руках умерших из захоронений Кафзех 11 и Схул 5 (Израиль, 90 тыс.л.н.). Впрочем, это не подтвержденный факт — нет уверенности в том, что умершие были захоронены именно так, а не то, что эти объекты попали туда случайно, или же это просто ошибка при раскопках и дальнейшей интерпретации. В тех же местах было обнаружено аналогичное по древности первое захоронение двух людей в одной могиле — матери с ребенком.
Первые археологические находки охры (природный краситель встречающийся в виде камней разной плотности) в древних пещерах датируются примерно 78 тысячами лет назад. И хотя, в последствии, охра повсеместно использовалась для изготовления краски, нет никаких свидетельств о том, что в тех же целях ее применяли уже тогда. Охра так же могла использоваться и для дубления шкур, и наноситься на кожу для защиты от насекомых. Но имеются находки кусков охры с нанесенным на нее примитивным орнаментом. Однако обнаруживаются и деревянные палочки со следами порошковой охры, видимо ими все же что-то окрашивали. Ибо сложно предположить другое их применение.

 
Бусины из ракушек из пещеры Бломбос
Охра с орнаментом
Использование красной охры девушками из Намибии в наши дни

Украшения неандертальцев.

Необходимо отметить, что основная часть находок того времени относится к Африке. Жившие в Европе и Азии неандертальцы практически не обладали никакими признаками художественной деятельности, хотя царапины на кости и камни тоже наносили (4). В более поздний период неандертальцы тоже начали изготовлять бусы из просверленных зубов, но это было весьма редкое явление, и датируется оно около 30 тыс. л.н., т.е. уже тем периодом, когда они довольно давно соседствовали с кроманьонцами.

Бусы неандертальцев
Интерес представляет «маска» из Ля Роше-Котар (Франция). Она являет собой кусок камня с естественным отверстием и засаженным в него обломком кости животного. В принципе, эта конструкция может напоминать человеческое лицо, но важно отметить, что сейчас мы судим с точки зрения современного человека, но совершенно неясно, что видели в этом неандертальцы. Возможно, эта находка вовсе не имеет отношения к художественной деятельности. Хотя в то, что данный артефакт появился случайно вследствие каких-то других действий, верится с трудом, так как вставленная в отверстие кость зафиксирована там маленькими камешками.
«Маска» из Ля Роше-Котар. В левой «глазнице» видны те самые фиксирующие камни
Но, несмотря на «пренебрежение» искусством, неандертальцы развили свой разум до примитивного понимания ритуалистики и неких спиритуальных проявлений. Так, на стоянках в горах Швейцарии и Югославии, обнаружены памятники, названые «культом медвежьих черепов» — тайники с черепами пещерных медведей. Между тем, неандертальцы все же практиковали захоронения своих умерших, хотя в их могилах не обнаружено какой-либо утвари или захоронений нескольких человек. Древнейшее захоронение обнаружено в Сима де лос Уэсос в Атапуэрке (Испания) около 325 лет назад (5). Оно представляло собой просто-напросто глубокую шахту, куда скидывали трупы. Это захоронение называют «гигиеническим» — предположительно шахта использовалась для отдаления трупов от жилища, потому что туда сбрасывались и трупы животных. Однако, что характерно, в шахте обнаружены лишь кости хищных животных и ни одной — травоядного. Это намекает на то, что жившие там ассоциировали себя именно с хищниками. Неандертальцы же, в период от 68-78 тыс.л.н. буквально копали могилы для каждого умершего (исключительно одиночные) и даже иногда ставили на них некие «памятники» в виде каменных плит нехарактерной формы или заметных объектов. Но нельзя говорить, что это были именно памятники в нашем понимании. С таким же успехом это могли быть и просто отметки о нахождении могилы, чтобы не раскопать ее случайно в будущем. Кстати хоронили они на неком подобии кладбищ — специально отведенного для этого места, на удалении от стоянки.
 

Зарождение древнейшей живописи.

Самыми известными памятниками художественной деятельности древних людей, несомненно, являются наскальные рисунки. Конечно, они выглядят наиболее яркими и запоминающимися, но при этом самый древний рисунок со стоянки Аполло 11 в Намибии, в принципе, не так уж стар. Эта небольшая известняковая плитка с изображением на ней какого-то животного, вероятно хищника, изначально датировалось примерно 26-28 тыс.л.н., но последующий, более тщательный анализ показал, что ее возраст составляет 59 тыс.л.н.
Самый древний рисунок со стоянки Аполло 11 в Намибии
Конечно, глядя на этот рисунок сложно понять, что именно он изображает, но нельзя не отметить относительно хорошее качество рисунка — художник явно старался соблюсти пропорции и отразить анатомические детали изображаемого животного. Теоретически, нельзя исключать наличия некой живописи и в более ранние периоды, ведь охра, основной краситель древних, обнаруживается на стоянках за многие десятки тысяч лет до этого. Но вот материальных доказательств этому не сохранилось, либо они еще не найдены.
Фактически все наскальные рисунки созданы руками сапиенсов, самые древние, конечно же, находятся в Африке. В Европе они начинают встречаться примерно в 40 тыс.л.н., с момента переселения первых сапиенсов. Неандертальцы, которые жили там ранее, не имели склонностей к искусству. Недавно найденный древнейший рисунок неандертальцев в пещерах Испании около Малаги, датируется 43 тыс.л.н. Так сообщает журнал New Scientist (6), и тут важно отметить, что это не официальная научная статья, поэтому и данные о возрасте не являются официальными.
 
Рисунок из пещеры в Малаге
В статье говорится, что здесь изображены тюлени. Однако, глядя на этот крайне примитивный рисунок, сложно понять, что же это такое, хотя некое сходство с тюленями всё же проглядывается. Но вышеупомянутый Дробышевский в своей статье-комментарии сомневается в причастности неандертальцев к рисунку. Он напоминает, что первые сапиенсы появились в Европе около 42 тыс.л.н. и вполне могли быть и в Испании. Кроме того сапиенсы, в отличии от неандертальцев, любили море и дары моря. Неандертальцы же практически не использовали подобную пищу. (7)
Примерно с 30 тыс.л.н. наскальные рисунки начинают становиться почти что обычным делом для древних людей. Сейчас мы можем наблюдать огромное разнообразие подобных памятников различного качества исполнения. Примечательно то, что иногда мы видим очень хорошие художественные работы, которые сейчас можно было бы назвать картинами, как, например, изображения животных из пещеры Шове, (Франция, около 30 тыс.л.н.) где хорошо видно использование композиции и перспективы. Или же цветные росписи из Фон-де-Гом (Франция, около 17 тыс.л.н.), в которых виден своеобразный стиль, использованный художником. Наряду с тем встречаются и значительно более «простые» рисунки, которые сейчас мог бы спокойно изобразить подросток или даже ребенок, как в Каповой пещере (Башкирия, 36 тыс.л.н.).
 

Пещера Шове

 
 
Пещера Фон-де-Гом
Капова пещера
 
 
В мотивах древней наскальной живописи так же есть интересная тенденция. Так, на территории Европы преобладают изображения именно животных. Тогда как в Африке чаще встречаются изображения человека и геометрических фигур. При этом основным мотивом изображений являются сцены охоты. Еще повсеместно наличествуют отпечатки человеческих рук. В отпечатках рук не исключен и обрядовый смысл, хотя, возможно, это лишь самый простой способ изобразить некую относительно сложную текстуру.

Африканские наскальные рисунки охоты

Куэва-де-лас-Манос, Пещера Рук. Аргентина, около 9000 до н.э.

 

 
 
Особый интерес представляют те рисунки, которые, как это ни странно, не предназначались для общего внимания. Их тоже найдено немало. Такие рисунки сделаны в глубоких и узких щелях внутри пещеры, куда иногда с трудом может поместиться человек.
Археологи Дирк Хоффман и Алистар Пайк. Слева ассистент Густаво Санц Паломера.
Фото: Департамент образования, культуры и спорта правительства Кантабрии, Испания.
На фото выше запечатлены исследователи пещеры Арсо-Би в Кантабрии в Испании (8), изучающие один из таких рисунков. На фото хорошо видно, что имеющийся на своде рисунок сейчас было бы даже сфотографировать проблематично. Совершенно неясно, для каких целей делались такие картины. Возможно, они имеют отношение к каким-то ритуалам посвящения или чему-то вроде. Или же это действительно было сделано «для себя», скажем, как сейчас ведут личные дневники.
Наскальная живопись активно просуществовала очень долго, примерно до бронзового века, а в некоторых местах вплоть до нашей эры. Впрочем, даже сейчас, наскальные рисунки используют в шаманских практиках различные племена индейцев и африканцев.
Корабли в пещере Лаха Альта, Испания (предположительно около 6000 до н.э.)

Наскальные рисунки с плато Тассилин-Адджер, Алжир. Датируется примерно 200-700 годами нашей эры. Эти рисунки относятся к «периоду верблюдов» по периодизации наскальной живописи Африки.

Человеколев и древнейшие скульптуры.

Но нельзя забывать и о развитии скульптуры, которой в этой статье было уделено очень мало места. В целом ее развитие продвигалось аналогичным образом, хотя и было сопряжено с известными трудностями в обработке твердых материалов, особенно камня. Древние скульптуры, так же, как и рисунки, в основном являли собой резные изображения животных, изготовляемые зачастую из бивней мамонтов. Особое внимание стоит уделить фигурке, названой «Человеколев» (9).
Человеколев (нем. Löwenmensch, англ. Lion-man) — это вырезанная из бивня мамонта фигурка, найденная в Швабском Альбе около города Ульм, Германия. Возраст статуэтки составляет примерно 40 тысяч лет. Интересно в ней то, что это самое древнее обнаруженное зооморфное изображение. Статуэтка высотой в 29.6 см представляет собой нечто среднее между человеком и львом — почти человеческое тело с ярко выраженной головой льва. Изначально исследователи расценили Человекольва именно как мужчину, но дальнейшие исследования, проведенные Элизабет Шмид, дали предположение, что это женщина. Впрочем, нет никаких объективных данных говорящих о половой принадлежности фигурки, все эти предположения в основном имеют идеологический характер. Как и с подавляющим большинством художественных работ древних людей, сейчас невозможно установить ее предназначение, хотя несложно предположить какой-то сакральный смысл, связь человека и природы, мистических представлений древних людей.

Человеколев  (нем. Löwenmensch, англ. Lion man).
 
Период ориньянской культуры позднего палеолита (примерно от 33 до 19 тыс. до н.э.), к которому относится Человеколев, достаточно часто встречаются уже упомянутые выше палеолитические венеры — резные фигурки женщин.

Венера из Холе-Фельс (Швабская Венера), Германия, 35-40 тыс. лет и Венера Виллендорфская, Виллендорф, Австрия, около 30 тыс. лет

Венера Лоссельская. Дордонь, Франция, 20 тыс. лет

 

Венера Гальгенбергская. Австрия, 36 тыс. лет
Все эти фигурки объединяет одна характерная черта — ярко выраженные половые органы и груди, а так же большой живот, возможно отражающий беременность, конечностям и голове при этом уделяется мало внимания, или же они отсутствуют вовсе. Возможно, наиболее вероятное значение Венер именно мистические — амулет фертильности и плодородия. Хотя, опять таки, это лишь предположение, которому может противоречить тот факт, что не абсолютно все «Венеры» уделяют столь большое внимание фемининным аспектам.
Еще стоит упомянуть, что при раскопках в Холе-Фельс рядом со Швабской Венерой был обнаружен другой занимательный артефакт — птичья кость с отверстиями, скорее всего служившая флейтой. Возраст флейты так же составляет около 35 тысяч лет. Вероятно, это наиболее древний музыкальный инструмент. Однако это тема уже совсем другого рассказа.

 

Швабская костяная флейта

 

 
 
В завершение необходимо отметить, что в принципе название данной статьи неверно и поставлено сюда «для красного словца». Те памятники древнейшей культуры, которые обозревались в этой статье, не стоит называть искусством. Искусством как таковым, в том виде, в котором мы понимаем его сейчас. Правильно было бы назвать это художественной деятельностью. Сейчас мы можем не более чем строить догадки о том, что они из себя представляют, и главное, для чего они были сделаны. Безусловно они являются объектом какого-то информационного плана, информационного обмена, развития восприятия и социума. Но если говорить о древнейших памятниках, то мы не имеем никаких подтвержденных данных о том, что именно это было. При этом многие находки сделанные достаточно давно, так и не получили подтверждений. А другие после детального изучения оказываются совсем не там, чем считались ранее. Зачастую простым мусором.
Вероятней всего, истоки того искусства, которое сродни понятному нам, стоит искать примерно в период докерамического неолита (около 12000 лет д.н.) и немного ранее, во времена перехода от охоты и собирательства к производящему хозяйству и оседлости.
Несмотря на то, что мы не имеем ясного представления о развитии воображения и культуры наших далеких предков, впрочем как и разума в целом, даже имеющаяся картина крайне интересна и ярка. Три миллиона лет назад человекообразное существо нашло маленький красный камень с рожицей и несло его в руке тридцать километров потому что он его заинтересовал.
И спустя три миллиона лет мы приносим домой с прогулки забавные камушки. А еще создаем поразительные произведения самого разнообразного искусства, летаем в космос и разрабатываем искусственный интеллект, активно изыскиваем способы борьбы со старостью, и создаем поразительно разрушительное оружие.
 
 
 

Отдельная благодарность за помощь Елене Марчуковой.

Материалы:

1. http://other-worlds.ucoz.ru/
2. http://whc.unesco.org/en/list/915
3. Общие тенденции эволюции мозга человека. Антропогенез.ру (онлайн ресурс) http://antropogenez.ru/zveno-single/156/
4. Культура палеонтропов. Антропогенез.ру. (онлайн ресурс) http://antropogenez.ru/zveno-single/64/
О символической деятельности и археологии. Антропогенез.ру. (онлайн ресурс)
http://antropogenez.ru/interview/92/
Когда и как возникло искусство? Антропогенез.ру. (онлайн ресурс) http://antropogenez.ru/article/189/
5. Атапуэрка, Сима де лос Уэсос / Atapuerca, Sima de los Huesos. Антропогенез.ру (онлайн ресурс) http://antropogenez.ru/location/220/
6. https://www.newscientist.com/article/dn21458-first-neanderthal-cave-paintings-discovered-in-spain
7. Неандертальцы рисовали тюленей? Антропогенез.ру. (онлайн ресурс) http://antropogenez.ru/single-news/article/173/
8. Рождение искусства. National Geographic Россия. (онлайн ресурс) http://www.nat-geo.ru/science/51748-rozhdenie-iskusstva/
9. http://www.showcaves.com/english/explain/Archaeology/Loewenfrau.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *